Оценка рисков в консалтинге

Вопрос общего риска обсуждается до начала рассмотрения контракта; на стадии «Выяснение» риск оценивается в динамике, которой следует управлять. Это продолжительный процесс, подразумевающий количественный и качественный анализ того, что может случиться, и того, что должно произойти при осуществлении проекта. Принципиально важно, управляя рисками, не пытаться предотвратить возникновение проблем; нужно определить, к каким из таковых следует отнестись терпимо, поскольку они не вредят проекту.
Рассмотрим следующую ситуацию: консультанта попросили взять на себя управление значительным корпоративным проектом. Консультант обдумал все ключевые проблемы, которые могут оказать воздействие на изменения. В действительности же в середине процесса произошла неожиданная смена генерального директора, и это привело к значительным корректировкам. Смену генерального директора консультант проконтролировать не в состоянии, и все, что он может сделать, — минимизировать вред от этого изменения. Как бы скрупулезно вы ни занимались планированием, все факторы риска предусмотреть невозможно. Тем не менее, вы должны прийти к пониманию того, что проблемы обязательно возникнут, и тем самым подготовиться к ним.
Один из факторов, характеризующийся силами потенциальной неопределенности, — представление, существующее об организации: считать ли ее склонной к принятию или к избеганию риска. Организации, склонные к избеганию риска, предпринимают действия, чреватые неудачами, и обычно выбирают безопасные варианты. А в структурах, где риск одобряется, ценится и вознаграждение, сопряженное с ним.
Однако в данном уравнении есть и второй фактор, который в значительной мере влияет на успешность изменений: в какой мере сам консультант склонен к принятию или к избеганию риска? Хотя на основании сути его деятельности можно сделать вывод, что он расположен к риску, это не всегда так. Многие люди приходят в профессию, связанную с консалтингом, чтобы развить свои потенциальные умения, а также чтобы выжить после увольнения или попасть в новый сектор рынка. И это указывает на особую важность оценки риска в процессе консультирования — оценки сил, предопределяющих настроенность клиента и консультанта к принятию или к избеганию риска, и того воздействия, которое они могут оказать на взаимоотношения.
При оценке ситуации вы должны рассмотреть несколько ключевых факторов:
— Сущность организации: насколько в ней принят стиль управления без риска?
— Сущность деятельности консультанта: насколько, по вашему мнению, ее рассматривают как рискованное предприятие?
— Личные пристрастия консультанта: считаете ли вы себя склонным к принятию или к избеганию риска?
Если эти три фактора не противоречат друг другу, то риск минимален, Но если есть некое несоответствие, то по мере продвижения проекта могут возникать затруднения. Классическая проблема — когда не склонный к риску консультант внедряет проект с высокой степенью рискованности в компании, которая старается риска избегать.

spacer

Оставить комментарий